Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
Кабинет лего-конструирования и робототехники "Роботоша"
LEGO – конструирование – это первый шаг к развитию технического творчества ребёнка, а значит, формированию и развитию инженерного мышления детей дошкольного возраста. Использование конструкторов LEGO Education и LEGO WeDо 2.0 при организации образовательного процесса дает возможность познакомить детей с техническим творчеством, что способствует формированию у детей задатков инженерно-технического мышления, а также дает возможность проявлять детям инициативу и самостоятельность, способность к постановке целей и познавательным действиям. Способствует развитию внимания, воображения, памяти, мышления, коммуникативных навыков.
В кабинете имеется: модульные столы, изготовленные по специальному заказу, позволяющие работать в парах, в четверках, в малой подгруппе, оснащенные ящичками для хранения конструктора и лего-панелями, ковер для работы и игры на полу, 5онструктор Lego WeDо 2,0 – 5 штук, конструктор Lego Education «Планета STEAM»-1 штука, конструкторы Lego Education тематические- 6 штук, интерактивная доска- 1 штука, проектор- 1 штука, ноутбук- 1 штука, компьютер- 1 штука, планшет- 5 штук.
Кабинет учителя-логопеда
В ДОУ оборудовано 2 кабинета учителя-логопеда для занятий с детьми. Они поделены на рабочие зоны: 1. зона дыхания и моторики: содержит материалы для игр и упражнений наразвитие речевого дыхания и мелкой моторики, 2. артикуляционная зона: большое зеркало, маленькие зеркала, профили звуков, картотека артикуляционных упражнений, инструментарий для постановки звуков. 3. зона лексики и грамматики: игры и пособия по развитию лексико-грамматического строя речи. 4. зона связной речи: игры и пособия, театры (бибабо, пальчиковый, настольный), фланелеграф, игрушки, игры, маски. 5. учебная зона: детские столы, стулья для индивидуальной и групповой работы с детьми. 6. методическая зона: планы, конспекты, библиотека методической литературы и др., в одном из кабинетов располагается Мини-музей букв и звуков.
Кабинет педагога-психолога
Кабинет педагога-психолога представляет собой одно из звеньев единой системы психологической службы системы социальной помощи семье и детям. Он предназначен для оказания своевременной квалифицированной консультативно-методической помощи детям, их родителям (законным представителям) и педагогам ДОУ по вопросам развития, обучения и воспитания, а также адаптации. В кабинете имеется психолого-педагогическая и методическая литература, диагностические тесты, дидактические и настольно-печатные игры, ноутбук, музыкальный центр.
Музыкальный зал
Музыкальный зал находится на втором этаже, удовлетворяет требованиям технической эстетике, санитарно-гигиеническим и психологическим требованиям. Помещение просторное, светлое, стены окрашены в пастельные тона. Большое внимание уделяется оформлению центральной стены (для этого используются банеры на сезонную тематику, а так же связанные с календарными праздниками), особенно во время проведения праздничных утренников. Для музыкального инструмента выбрано место, где музыкальный руководитель, проводя НОД, имеет возможность видеть всех детей. Пол покрыт линолеумом, так как он долговечен и легко моется, застелен паласом, чтобы во время движений дети не поскользнулись. В зале поддерживается необходимый температурный режим. Проводится систематическое проветривание, кварцевание, влажная уборка, в соответствии с требованиями СанПин. Музыкальный зал предназначен для проведения утренней гимнастики, НОД, праздников, развлечений, совместной и индивидуальной деятельности, театрализованных представлений, занятий хореграфией (для этого в зале одна стена оформлена зеркалами), а также для методических мероприятий с педагогами и родителями, разъяснение специальных знаний по музыкальному развитию, воспитанию и обучению детей среди педагогических работников и родителей. В музыкальном зале имеется электронное пианино, баян, детские музыкальные инструменты, взрослые и детские костюмы, атрибуты для игр и театрализованных представлений, 2 ноутбука, колонки разных размеров, микрофоны, фонотека, музыкальные пособия, методическая литература.
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
Групповые помещения и прогулочные участки
Объектами для проведения практических занятий в ДОУ являются групповые помещения и прогулочные участки. В каждой группе для этого отведена учебная зона. Учебные зоны оснащены мольбертами, магнитно-меловыми досками, в группе "Звездочка" есть интерактивная доска и проектор, в группе "Клубничка" есть интерактивная панель, в группах "Пчелка" и "Почемучки" есть интерактивные столы, столами и стульми для детей с учетом их роста, дидактическим оборудованием.В состав каждой групповой ячейки входят:
1. Раздевалка (приемная) – предназначена для приема детей и хранения верхней одежды. Раздевальные оборудованы шкафами для верхней одежды детей и персонала. Шкафы для одежды и обуви оборудованы индивидуальными ячейками - полками для головных уборов и крючками для верхней одежды. Каждая индивидуальная ячейка маркируется. В приемной расположены информационные уголки для родителей («Для вас, родители», «Меню», «Информация» и т.д.), куда помещается информационный материал для родителей, консультации, рекомендации специалистов.
2. Групповая - предназначена для проведения игр, занятий и приема пищи. В групповых установлены столы и стулья по числу детей в группах. Подбор мебели для детей проводится с учетом роста детей. Каждая групповая оснащена мебелью для размещения игрового развивающего материала и для организации различных видов деятельности детей. Игрушки, безвредные для здоровья детей, отвечают санитарно-эпидемиологическим требованиям и имеют документы, подтверждающие безопасность, могут быть подвергнуты влажной обработке и дезинфекции.В каждой возрастной группе имеются оборудование, дидактические игры, пособия, методическая и художественная литература, необходимые для организации разных видов деятельности детей.Кроме этого в групповых помещениях находятся выдвижные кровати, а так же имеются раскладушки для дневного сна. Дети обеспечены индивидуальными постельными принадлежностями, полотенцами, предметами личной гигиены. Имеют не менее 2 комплектов постельного белья и полотенец, комплект наматрасников из расчета на 1 ребенка. Постельное белье маркируется индивидуально для каждого ребенка.
3. Буфетная - предназначена для мытья столовой посуды.
4. Туалетная (совмещенная с умывальной) - здесь установлены умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей. В младшей группе рядом с умывальниками установлены вешалки для детских полотенец, в младшей, средней и старшей группах выделены отдельные полотенечные комнаты. В каждой группе есть шкаф для уборочного инвентаря. В туалете для детей раннего возраста оборудованы стеллажи с ячейками для хранения индивидуальных горшков. В туалетных для детей 3-7 лет установлены детские унитазы.
Детская мебель и оборудование для помещений изготовлены из материалов, безвредных для здоровья детей и имеют документы, подтверждающие их происхождение и безопасность.
Территория детского сада включает: прогулочные участки для детей (которые оборудованы малыми игровыми формами в соответствии с возрастом: песочницами, лесенками, паровозиками, машинками и др.; для защиты детей от солнца и осадков на территории каждого участка установлены крытые веранды), спортивный участок (оснащенный спортивными сооружениями для лазания, метания, прыжков и др.), спортиный участок, тропу здоровья, уголок леса, огород, цветники и клумбы.
Таким образом, созданная в учреждении развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает не только условия для реализации образовательных программ, но и возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Наличие оборудованных библиотек
Библиотека в ДОУ не является структурным подразделением. Учебно-методическая, детская литература, периодические издания и учебно-методические пособия находятся в методическом кабинете. Подборка литературы и учебно-методических пособий позволяет осуществлять информационное и практическое обеспечение реализации образовательных прогамм ДОУ, адаптировать новую педагогическую и научную информацию к условиям образовательного учреждения. Методический кабинет укомплектован методической и детской литературой, дидактическими пособиями и демонстрационными материалами, картинами, аудио и видеоматериалами. Иммется подписак на периодические издания в печатном варианте.
В каждой группе детского сада имеется мини-библиотека, сочетающая в себе подборку демонстрационных и раздаточных материалов, художественную литературу, энциклопедии, хрестоматии для чтения воспитанникам, картотеки.
Наличие оборудованных объектов спорта
Объектами спорта в ДОУ являются: физкультурный зал, спортивная площадка (на территории детского сада), спортивные уголки в каждой возрастной группе.
Объект спорта для реализации дополнительной образовательной программы "Юный акробат": физкультурный зал.
Физкультурный зал нашего ДОУ является центром физической подготовки детей; центром формирования у детей жизненно-необходимых двигательных умений и навыков, достижения определенного уровня физической культуры; центром консультативной работы с воспитателями и родителями по вопросам физического воспитания детей, центром дополнительного образования. Физкультурный зал оснащен оборудованием:
1. Для ходьбы, бега, равновесия (гимнастические скамейки, доски гладкие навесные, дорожки, кубы деревянные и др.);
2. Для прыжков (батут детский, перекладина навесная, скакалки, маты гимнастические, стойки, гимнастические мячи, коврики для прыжков в длинну и др.);
3. Для катания, бросания, ловли, метания (кегли, кольцебросы, мешочки с грузом, мячи разных размеров, мячи для волейбола, баскетбола, футбола, мишень для метания, сетка волейбольная, "городки" и др.);
4. Для ползания и лазания (стенка гимнасическая деревянная, тоннели, дуги разной высоты и др.);
5. Для общеразвивающих упражнений (кубики, обручи разного диаметра, гимнастические палки, массажные мячи, гантели и др.);
6. Для подвижных игр (колпачки, ленточки, султанчики, помпоны и др.).
Для создания эмоционального настроя в спортивном зале имеется музыкальный центр с музыкальной подборкой.
Спортивная площадка в ДОУ предназначенна для проведения организованной образовательной деятельности (занятий) по физической культуре, утренней гимнастики, подвижных и спортивных игр, спортивных праздников и развлечений, дополнительного образования. Спортивная площадка оснащена новыми современными малыми архитектурными формами спортивной направленности.
В каждой возрастной группе организованы спортивные уголки, которые направлены на: развитие основных видов движений и совершенствование двигательных функций воспитанников; достижение необходимой для возраста физической подготовленности; предупреждение нарушений опорно – двигательного аппарата; создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях.
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
В ДОУ имеются следующие средства обучения :
- печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
- электронные образовательные ресурсы ( образовательные мультимедиа, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
- аудиовизуальные (презентации, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях;
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды);
- учебные приборы (компас, барометр, осадкомер, снегомер, солнечные часы.ветряной рукав, флюгер, микроскопы, колбы, и т.д.);
- тренажёры и спортивное оборудование (автотренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).
Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.
Принципы использования средств обучения:
- учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
- гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
- учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
- сотворчество педагога и обучающегося;
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
Развивающая предметно-пространственная среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Для всестороннего развития детей в каждой возрастной группе имеются дидактические средства: альбомы, художественная литература, дидактические игры, различные сюжетные игровые наборы и игрушки.
Специально оборудованная развивающая среда создана во всех группах детского сада. Изолированные тематические уголки и зоны: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная и т.д.
Для формирования математических представлений имеются демонстрационные и раздаточные материалы для обучения счету, количеству, развитию представлений (схемы, плакаты), временных представлений (часы, календари) и пр.
Для конструктивной деятельности: крупный (напольный) и мелкий (настольный) строительные материалы, деревянные, пластмассовые, конструкторы: «Лего», металлические, деревянные и пр.
Для развития речи и речевого общения: наборы книг, картин, развивающие игры, схемы для составления рассказов, фланелеграф, ширма, разнообразные виды кукольного театра, аудио- и видеоаппаратура, телевизор, энциклопедии и пр.
Для развития игровой деятельности: наборы мягкой мебели, игры и игрушки для сюжетно-ролевых игр (с учетом гендерного подхода): («Кухня», «Столовая», «Больница», «Магазин», «Пожарные», «Инспектор ДПС», «Школа» и др.), для подвижных игр (маски, дополнительный материал), дидактических игр.
Для познавательной деятельностив группах созданы исследовательские уголки, где имеются дидактические пособия и игры, познавательная литература, энциклопедии, карты, схемы.
Для физического развития в группах оборудованы физкультурно-оздоровительный центры (спортивные уголки в группах) , в которых имются: массажные коврики для стоп, ребристые дорожки, различные гири, спортивные тренажеры, обручи, мячи разных размеров, скакалки, кегли, малый,кольцеброс, мяч баскетбольный, теннисные ракетки, маски и атрибуты для подвижных игр. Все материалы соответствуют экологическим и гигиеническим требованиям.центры здоровья и физкультуры, в котрых имеется различное оборудование:
На участке детского сада оборудована спортивная площадка для занятий детей на улице, на которой имеются пособия для равновесия, для укрепления мышц рук, развития ловкости, лазанья, беговая дорожка, яма для прыжков, баскетбольное кольцо, ворота для игры в футбол.
Игровые площадки оснащены песочницами, качелями, столиками для игр и занятий; растет множество видов деревьев, цветущие кустарники, разбиты цветники.
Коллектив ежегодно облагораживает игровые площадки, пополняя новыми постройками и спортивными сооружениями, малыми архитектурными формами для активной физической деятельности воспитанников.
Материалы и пособия, предназначенные детям, доступны и функциональны, обеспечивают необходимые условия для самореализации.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Порядок доступа педагогических работников к ИТК и базам данных МАДОУ 23
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
В данном разделе представлены ссылки на электронныу образовательные ресурсы для административного и педагогического состава, обучающихся и их родителей.
Педагогический интернет-портал для педагогов «О детстве» — http://www.o-detstve.ru/
Методические материалы, конкурсы, обсуждения вопросов воспитания, образования и творчества детей.
Международный образовательный портал «maam.ru» — http://www.maam.ru/
«Твой детский мир» — http://www.detskiy-mir.net/
«Кошки – мышки» детский развлекательно-развивающий сайт — http://koshki-mishki.ru/
«Теремок» — http://www.teremoc.ru/
«Смешарики» — http://www.smeshariki.ru/
«Детский психолог» — http://www.childpsy.ru
«Логопед» — http://www.logoped.ru
«Консультации для воспитателей» — http://www.moi-detsad.ru/konsultac.htm
«Раннее развитие» — http://www.danilova.ru/storage/present.htm
«Дети на куличках, игры он-лайн, уроки музыки» — http://children.kulichki.net
«Уход за детьми, игры, сказки, массаж для малышей»- http://www.bibicall.ru
«Обучение, воспитание, он-лайн игры, здоровье, питание детей» — http://www.deti.ru
«Дети в Интернете, графика, рисунки, перлы, стихи» — http://www.kudesniki.ru/gallery
«Игры для детей» — http://rukh.hole.ru:8080/games
«Почитай-ка», детский сказочный журнал — http://www.cofe.ru/read-ka
«Сказки» — http://www.e-skazki.narod.ru
«Детский мир: загадки, песенки, мультфильмы, детеныши животных» — http://www.skazochki.narod.ru
«Детский поисковик, всё для детей» — http://www.agakids.ru
«Детская «игровая комната»: песни, стихи, игры» — http://www.playroom.com.ru
Детский сайт «Всё о мультиках» — http://www.myltik.ru
«Электронные сказки он-лайн» — http://www.e-skazki.narod.ru
«Медиадошкольник» — http://медиадошкольник.рф/obuchenie/elektronnie-posobiya-dlya-razvitiya-rechi-doshkolnikov
«Виртуальный детский сад» — http://www.edusite.ru/p383aa1.html
Интерактивные энциклопедии для дошкольников и их родителей
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия
Занимательная энциклопедия истории
Национальная электронная детская библиотека
Детская энциклопедия ПОТОМУ.РУ
Детская энциклопедия
Детская онлайн энциклопедия Poznaiko.RU
Детская онлайн энциклопедия ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ
ЗООКЛУБ — мегаэнциклопедия о животных
ФИЛИН — иллюстрированная энциклопедия животных
Атлас пород собак
Русская виртуальная библиотека
Русская литература и фольклор
Толковый словарь Ожегова